По маршруту

Маршрут сложился такой: Zurich — Bazel — Stein am Rhein — Luzern — Interlaken — Sion (проездом) — Aigle (проездом) — Montreux — Annecy (Франция) — Château-d'Œx — Flesch (Алечский ледниик)

Маршрут не идеальный, как я подозреваю; он зачастую корректировался прямо в дороге (в буквальном смысле: “О! Смотрите, ребята, здесь подъемник и классно! Заедем? Ну быстро, быстро! - поворачивать или нет?” — повернули… :). Но и наш маршрут дал возможность получить представление о равнинной и горной Швейцарии, всласть понаслаждаться видами, природными и рукотворными шедеврами, пообщаться со швейцарцами, а впечатления от людей — это самые яркие впечатления (это мы вынесли из наших предыдущих поездок).

Цюрих и Базель были выбраны путем опроса уже побывавших; Берн и Женева отвергнуты - опять же по совету более опытных и руководствуясь всепримирящим принципом: “Нельзя объять необъятное” (очень помогает в любом путешествии:).

Писать про Ц. и Б. - бестолковое занятие, исчерпывающая информация есть в любом путеводителе. Нам понравилось и там, и там. Мы акцентировали свои интересы на визуальном восприятии городов и получили эмоциональное удовлетворение. За неимением дополнительного времени (к сожалению) музеев не посещали, поэтому дельных советов в этой части дать не можем. Но, опять же - существует куча путеводителей:) Мы же просто гуляли, бродили, глазели, подмечали, фотографировали… Нам понравилось. Да! Обязательно советую побывать в Люцерне у “Умирающего льва” - хороша история создания и сам лев, да и место какое-то особенное: скала, в которой выбит памятник погибшим швейцарцам, охранявшим Луи от коммунаров;  пруд под ним; все в тени огромных деревьев (лип, кажется)... Одним словом, уходить оттуда не захочется...

Люцерн не могу оставить без восторженных эпитетов - хорош! Ох, как хорош! Там тебе и горная река с  водой дивного цвета, и эти разрекламированные два мостика (один мы прозвали мостом смерти из-за рисунков на нем), от которых приходится оттягивать себя за уши (так бы стоял и стоял себе — не насмотреться), и дворики, и разрисованные домики….. Брррр…… В Люцерне становишься восторженной блондинкой, даже если ты - половозрелый мужчина!

Вот, кстати, открыли для себя особую стилистику швейцарских городов: фасады большинства домов в старом городе покрыты густой росписью или рисунками; каждый фасад - свой рассказ с собственной сюжетной линией. Очень красиво! Муж сначала, накушавшись таких красот, пребывал в скепсисе - мол, … Потом мы поняли, что это особый стиль оформления городов, и Илья смирился. Вот только фотографии, как это ни печально, этот стиль поддается с трудом: ну очень непросто передать посредством фотоаппарата то, что видит глаз, - зачастую все получается как-то плоско и невыразительно. Но это уже проблемы фотографов-эстетов, а, например, японцы, (самые благодарные из всех  путешественников), щелкают себе на каждом шагу и всегда рады!

В смысле разрисованных домов очень характерен маленький такой городок - … Несомненное удовольствие и отрада глазу! Там же в кафе (несмотря на все наше скупердяйство частенько  сиживали мы и в кафе:) познакомились со старым официантом, который (вот это была неожиданность!) немного знал по-русски, обругал американцев, зато нас похвалил, при упоминании Санкт-Петербурга сказал: “Ооооооо” (как реагируют абсолютно все европейцы, что вызывает нашу законную гордость). Одним словом, славно пообщались и поехали дальше. Зато по пути упустили Рейнский водопад (Наверное, туда стоило бы заехать, особенно, если раньше не был в Норвегии. Но  мы были, поэтому сетовать не стали). На следующий день получили инструкции от знакомой, проживающей в Цюрихе, и ее рекомендации оказались по-настоящему ценными!

Обязательным пунктом путешествия считаю подъем на вершину Pilatus (это в районе Люцерна). Мы там встали лагерем в маленьком семейном лагере на берегу Люцернского озера - очень красиво и уютно, обаятельный хозяин, свой пляжик, где вечером можно купаться в полном одиночестве, что мы и сделали.  Есть одно НО, которое может стать для кого-то препятствием, - над кемпингом проходит шоссе, поэтому ночью, а особенно под утро довольно шумно, но мы это пережили, тем более что Pilatus находится от лагеря в шаговой доступности - минут 20 неспешной пешеходной прогулки, и вы на месте. Место такое: на вершину поднимается знаменитый и старейший зубчатый поезд (вернее, один вагон), с углом  наклона 48 градусов, что и прикольно. Сам подъем занимает минут 20 - очень живописно, поэтому ехал бы себе и ехал. Вагончики ходят каждые полчаса, очередь хоть и имеется, но рассасывается довольно быстро: покупаешь билет (стоимость -...) и сидишь в кафе, попиваешь пиво:) Мы выехали, кажется, часов в 12 и возвращались на последнем поезде,  который отходит в 17.30 или что-то в этом роде.  На вершине несколько маршрутов для пеших прогулок, два из которых осваиваются прогулочным шагом, а вот тот, что слева - самый продолжительный, и там надо незначительно, но подниматься в горку. Я бы начала с этого маршрута, но это не принципиально. На вершине потрясающие виды, описывать которые бессмысленно - сами увидите! Мы любим глазеть и фотографировать, поэтому времени нам хватило только-только. Обязательно нужно взять солнцезащитный крем (мы и взяли, но почему-то легкомысленно решили, что лица должны подзагореть… Они  и подзагорели! Но былая красота была нами утрачена на несколько ближайших дней:). Но нужно понимать, что этот  совет актуален только в случае хорошей погоды, а здесь - как повезет: если горы затянет облаками, увы, культпоход может оказаться если не напрасным, то далеко не таким зрелищным, как предполагалось. Так вот, на вершине можно перекусить в кафешке или взять еду с собой. Если надумаете спуститься самостоятельно (а указатели имеются, и на них сообщается, какое время займет спуск), думаю, такого рода информацию лучше получить внизу, чтобы рассчитать все риски, так как темнеет в горах сразу после 21 часа. Ну, и обувь, конечно - тут все ясно. Кстати, гора интересна еще и тем, что является военным объектом! У нас бы она за десять километров была огорожена колючей проволокой, шагу ни ступи, а тут - туристы шляются как хотят, никто не запрещает фотографировать, только в одном месте скромная надпись: “Если ……” Вызывает всеобщее веселье:) Ну, и к вечеру откуда-то выползают толпы военных, но все - благодушны, глазами не сверкают, оружием не бряцают…  Так и осталось для нас тайной: откуда они вдруг все взялись на вершине, и что таит в себе гора изнутри (!?)

Маленькое отступление: мы всегда выбирали кемпинг так, чтобы  из него можно было удобно и недалеко добраться в несколько мест; останавливались на два дня (так гораздо комфортнее, меньше суеты и возни с палатками).

То есть, когда мы выдвинулись в район Interlaken'a, где у нас были запланированы водопад в скале и подъем на ледник), мы остановились в кемпинге….. по такому же принципу: все в шаговой доступности. Про водопад мы узнали от своей знакомой из Цюриха (в отчетах ни разу не читали о нем), за что огромное ей спасибо! Рекомендую и уверена, что получите огромное удовольствие: потоки воды за… (не знаю, за сколько лет, за много) «промыли» внутри высоченной скалы кучу ходов, по которым водопад с бешеной скоростью низвергается вниз, где превращается в бурную реку, которая постепенно где-то там утихомиривается. А мы ходим по естественному ходу (теперь уже отвергнутому водопадом за ненадобностью) внутри скалы, а рядом - все бурлит и клокочет… Это зрелище!!! Там ужасно шумно и мокро,  даже страшновато, но…. Опять же, любое эпистолярное описание будет банальным, поэтому нужно идти  и смотреть самому. Дорога из кемпинга занимает 15 минут, стоимость - 9 франков с носа. Никто не торопит - ходи себе, глазей, наслаждайся, фотографируй:) Зрелище очень необычное, потому как привыкли смотреть на водопады со стороны, а здесь можно зайти к нему домой (извините  за  дурацкую  метафору - не хватает словарного запаса, хоть я и не пропускала у классиков места “про природу”:)

А вот про ледник Алетч, который проходит по Shilthorn'у (2900 м), ничего не скажу. Эта вершина была заранее выбрана нами, как альтернатива  знаменитой  Jungfrau по причине предполагаемой экономической выгоды. Но мы обманулись - подъем на Shilthorn стоил ненамного дешевле: всего «каких-то»  98 франков  с каждого! Позволить себе расстаться с такой суммой (а нас было трое) вот так вот зараз, без психологической подготовки,  мы не смогли, подрасстроились, но не пали духом — покатили на подъемнике на промежуточную станцию в высокогорную деревушку Mürren (1638 м), где очень славно погуляли. А с ледником мы все-таки встретились в последний день нашего пребывания в Швейцарии, но тогда мы об этом еще не знали, поэтому абстрагировались от нашего поражения и получили истинное удовольствие: горы прекрасны на любой высоте, а тут еще была такая смешная “цветочная” тропа - какие-то стебельки за заборчиками с сопроводительными записочками. Там тебе эдельвейс такой-то, тут такой-то: все крохотные, невзрачные. Например, на настоящем леднике я нашла чудные цветы густого василькового цвета - по мне, они как-то больше смахивают на эдельвейсы:) Впрочем, было познавательно и забавно. А еще в Murren'e есть детский городок, так там стоит муляж коровы с резиновым выменем, и дети могут поучиться доить корову:) Одним словом, провели время не даром, повеселились!

Кстати, в этих местах торгуют местными самодельными сырами. Мы по дороге в лагерь заглянули в один такой крестьянский домик, очаровались хозяйкой, которая продала нам два кусочка сыра (коровий и козий) совсем задешево, задушевно поболтала с нами, позволила сфотографировать ее и дом:)  Кусочек твердого сыра мы разъели по дороге в кемпинг (есть у них там такие стояночки для путников: с очагом, дровами, даже топором (оный, правда, на привязи:) Да, там еще и туалет (био) имеется - вот чудеса цивилизации! За неимением ножа (не подготовились) сгрызли сыр по-людоедски - вкусняяяяяятииииинааа!

На этом месте закончилась хорошая погода, мы пережили грозу и ливень и на следующий день двинулись на денек во Францию (Анси), однако, данное обстоятельство ни коим образом не поправило положение с погодой:)

По дороге в Annecey заехали в Montreux (на Женевском озере). Чудный город, знаменитый своим Шильонским замком (воспетым Байроном) и гостиницей…., где жил и умер В.Набоков. Жаль, что мы не располагали временем, поэтому город просто окинули взглядом, но вот в замке застряли и не пожалели об этом. Он кажется компактным таким, немножко утрированным, особенно, когда смотришь на него со стороны озера. На самом же деле — всамделишный замок, со всеми необходимыми для этого статуса прибамбасами, даже виселицей; там ходить-не-переходить! Думаю, что в Montreux надо обязательно зависнуть хотя бы на полноценный день. Ну, там очень славно, и Набоков - тому гарантия.

А дальше - вновь Швейцария, Château-d'Œx, куда советую ехать через Aigle (насыщенное местечко: горная речка, виноградники, стариный замок на холме), сама дорога от Aigle проходит через горный перевал, что само по себе, хоть уже и привычно в Швейцарии, но прикольно!

В Château-d'Œx был кемпинг (***) аж с полноценным бассейном, отличным кофе в кафешке (что было особенно ценно после дня во Франции:), и горной речкой. Приехали в ночи, глядь - а над городком возвышается подсвеченная крепость! Красотища! Наутро узнаем, что и никакая это не крепость, а просто местная церковь (и вообще, как нам было сказано, il n'y a pas de château au Château-d'Œx (в Замке д'э нет замка)). Все одно: вид выдающийся. Из Château-d'Œx на разнокалиберных подъемниках можно подняться на (***). Высота не бог весть, но это не снижает позитивных впечатлений от спуска до промежуточного подъемника, на который мы опоздали (кормили осликов - вот такая пастораль с нами приключилась:), но с нами были вино и сыр - наши верные друзья на протяжении всего путешествия, поэтому пошли себе в долину своими ногами. Правда, оные, наверное под воздействием “верных друзей”, завели нас далеко в сторону. Но и здесь мы не прогадали: нарвались на какой-то каскадный водопад, с риском переломать ноги сползали в ущелье, из которого оный (водопад) проистекает…. Одним словом, заблудились удачно:)

Потом у нас была запланирована итальянская часть Швейцарии, по поводу которой мы были предупреждены: в Германии началось время школьных каникул в разгаре, итальянцы полгермании с детьми едут на отдых в Ш Италию через единственный знаменитый 24-километровый тоннель, который об эту пору вследствие стоит в пробках часами; можно через перевал, но там можно нагреться на том же. Решили рискнуть. Но, видимо, не судьба, или, напротив, судьба предотвратила: сначала мы позависали на перевале (глазели и фотографировали)... потом мы зависли в аутентичной деревеньке (ну, очень аутентичная)... а потом…. Неожиданно наткнулись на указатель: подъемник все на тот же Алетч, только с другой стороны; прямо тут же, не сбавляя ходу, на развилке приняли решение свернуть — и свернули во Flesch